Меню раздела

Статьи и новости

Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Не убивайте творчество в детях!

Не убивайте творчество в детях!

Как же часто обычному воспитателю садика или школьному учителю приходится сталкиваться с близорукостью родителей, которые душат творческие способности и фантазию своего собственного ребенка! Мимолетная фраза, отпущенная по поводу «каракулей» сына или дочери, которые заботливая воспитательница развесила в раздевалке или отдала родителям в руки, способна убить зарождающиеся творческие способности.

Почему так важно давать ребенку возможность для творчества?

Мама, которая дает ребенку кисточки и краски, пластилин, наборы для творчества, папа, который мастерит рамочку для детского рисунка, а  потом собственноручно вешает его на стену, как великое произведение искусства, дают ребенку возможность и реальный шанс вырасти творческой интеллектуально развитой личностью и стать счастливым.

Почему это так важно? А вот почему. Творческий процесс напрямую связан с развитием мозга. Когда человек что-то делает руками, его мозг активно работает. Творчество — это сложный процесс, который подразумевает принятие нестандартных решений, проявление человеческой индивидуальности и, в то же время, усидчивости, умения ставить перед собой задачи и решать их. Спросите себя, разве все эти качества не пригодятся ребенку в жизни, не помогут ему в учебе, на работе и просто в быту?

Причем, каждый вид творческой деятельности развивает разные способности. Манипуляции с мелкими предметами, например, при складывании мозаики, декоративного панно, вырезание развивают координацию; шитье, вязание, моделирование учат усидчивости, терпению; рисование развивает глазомер, чувство вкуса, меры, умение сочетать цвета и многое другое. Разве эти качества не важны?

Тут важно еще понимать — совсем не обязательно ваш малыш в будущем станет великим художником или певцом, или поэтом, но творчество поможет ему вырасти цельной, гармоничной личностью, творческое мышление позволит ему принимать нестандартные решения, а не стать частью серой массы. Именно люди с творческим мышлением изобретают новые вещи, делают открытия, движут прогресс. Так зачем убивать в своем ребенке способности, которые помогут ему быть успешным и счастливым?

 

Что убивает творчество?

Исправление «ошибок»

Дорогие родители,  никогда не исправляйте детские работы, даже если вам кажется, что вы знаете лучше, как надо. Маленький художник вкладывает всю душу в свое произведение и вмешательство в него равносильно вторжению в его внутренний мир. На самом деле, вы не поможете, а только испортите уже готовое произведение, а заодно и вашу репутацию как родителя.

Вот случай из моей жизни. Лет в семь я очень любила рисовать животных. Однажды нарисовала лошадку и показала ее папе. Недолго думая, папа взял и «исправил» лошадке уши. Сколько же горечи и обиды я испытала в этот момент! А папа так и не понял, что случилось, ведь он хотел помочь, сделать рисунок лучше. На самом деле, обида моя была в том, что рисунок был МОИМ, моим личным законченным произведением. Вмешавшись, отец принизил мои способности и обесценил значимость рисунка как самостоятельной работы.

 

Критика

Убийцей творческой личности является часто родительская критика. Вот представьте, ребенок вложил всю душу в свое произведение, а вам оно не понравилось. Одно резкое замечание, и ваш ребенок, может, никогда больше не возьмет в руки кисточку или будет рисовать теперь без радости, энтузиазма, «из-под палки». Дети очень ранимы, и ваша критика может убить в них всякое желание творить, поселить неуверенность в своих силах на всю жизнь.

И потом, не ждите, что ребенок все сделает идеально. Прелесть и наивность детских рисунков, поделок как раз в их индивидуальности и несовершенстве.

 

Ругань из-за испорченной вещи

Бывает, мы отпугиваем творчество в детях случайно, в быту. Кому не случалось застать ребенка за рисованием на обоях, линолеуме или увидеть любимую юбку изрезанной на кусочки, потому что из нее собирались сшить кукле жилетку? Конечно, нам обидно за испорченную вещь, мы все не лишены мещанской привязанности к предметам быта.

Однако не спешите ругать ребенка, а попробуйте найти лучшее применение его способностям. Например, если он любит рисовать на обоях, предложите ему альтернативу — большой лист ватмана, прикрепленный к стене или мебели.

 

Зачем некоторые родители убивают творчество?

Родители, разумеется, делают это не специально. Никакой нормальный родитель не хочет нанести травму своему чаду.

А между тем такое часто случается в семьях, где родители очень любят и гордятся своим ребенком и, вместе с тем, ждут от него совершенно определенных результатов. Они хотят, чтобы их ребенок был непременно лучшим во всем. Но лучшее не всегда проявляется сразу и не всегда соответствует родительскому плану. Отлично показана такая ситуация в фильме «Звездочки на земле» (2007). В этом фильме рассказывается про восьмилетнего мальчика, который, в отличие от своего трудолюбивого и смышленого брата, плохо учился в школе, не успевал по многим школьным предметам. Но зато он просто гениально рисовал, и у него была очень богатая фантазия, благодаря которой он уходил от реального грубого мира в мир чудесных существ и увлекательных историй. Основная мысль фильма в том, что не надо всех детей мерить по одной линейке. Каждый талантлив по-своему. Важно разглядеть талант ребенка и ценить его.

Так уж вышло, но чаще всего критикуют творчество своих детей отцы. Отцы и матери в принципе по-разному относятся к своему чаду. Мама любит ребенка таким, какой он есть, ее любовь не зависит от того, успешен он или не очень, послушен или проказник. Отцы, обычно, ждут от ребенка конкретных результатов, достижений. Так им проще понять, можно ли похвалить ребенка или поругать, взять в «ежовые рукавицы». Однако область творчества — это такая территория, которая не поддается объективной оценке. То, что одному «каракули», другому — картина мастера. Совсем не обязательно, что отцу и ребенку понравятся одни и те же вещи.

А еще очень часто люди любят разделять творческие занятия на категории «для девочек» и «для мальчиков». От мальчика ждут, что он будет сильным, ловким и смелым. И интересы его, по общепринятому мнению, должны тоже носить «чисто мужской характер». То есть, мальчик должен любить спорт, технику. А девочка должна вышивать, вязать, любить пение и танцы. А если мальчик, вдруг, принес папе свое первое стихотворение или решил заняться вокалом, папа немедленно начнет его уговаривать, что это ему совсем не нужно и «не мужское это дело». Теперь давайте вспомним о том, что большинство гениальных поэтов и писателей именно мужчины, а не женщины. Вряд ли, Пушкину папа говорил в детстве, что стихи — не мужское дело.

 

Уважаемые родители, не убивайте творчество в зародыше! Ведь вы не знаете, каких потрясающих результатов ваш ребенок может добиться, если не подрезать ему крылья в самом начале пути. Давайте же будем всячески поддерживать в ребенке стремление к творчеству. Устраивайте выставки работ вашего малыша, творите вместе с ним, поддерживайте его начинания. И вы увидите счастливое лицо своего малыша, будете награждены его успехами в школе, его жизнелюбием. Давно замечено, что в процессе творчества человек не бывает несчастен. Ведь все мы хотим видеть своих детей счастливыми, правда?

вернуть к списку статей