Меню раздела

Статьи и новости

Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Почему ребёнок отказывается идти в школу?

Почему ребёнок отказывается идти в школу?

     Вам знакомо чувство «понедельника», когда уже в воскресенье «сосет под ложечкой» от тревоги и неприятных ожиданий, связанных с выходом на работу? Иногда наши дети чувствуют нечто подобное, собираясь в школу, только сильнее, потому что взрослым проще контролировать свои эмоции и настраивать себя на «нужную волну», а дети все воспринимают близко к сердцу.                
     Причины нежелания идти в школу могут быть разные, но все их можно объединить одной фразой – ребенку в школе некомфортно. А вот понять, почему ему некомфортно, и как устранить причины этого его состояния, должны сами родители. Ведь именно вы знаете своего ребенка лучше всех, даже самых талантливых и заботливых учителей. Давайте попробуем разобрать несколько стандартных ситуаций и пути выхода из них.

    Завышенные ожидания от встречи со школой 

   Я помню, как мы с моей подругой в 5-6 лет часто играли «в школу», как завидовали более взрослым детям, которые уже были школьниками. А потом, когда пришла пора подготовки к первому классу, помню, как радовались и хвалились тем, что мы уже взрослые, и показывали друг другу новенькие портфели. Но вот когда пришла я в первый класс, мои первые дни в школе были уже не такими радостными и беззаботными. Отчетливо помню это свое состояние на первых занятиях – растерянность. Все время в моей голове звучал вопрос «а зачем все это нужно»? Потом, конечно, все это прошло, и я привыкла к новой обстановке, но было некое чувство разочарования от несбывшихся грез.
     На самом деле, мой случай – не исключение. Многие первоклашки испытывают чувство растерянности и даже шока в первые дни в школе. И это может стать причиной отказа идти в школу. Часто причиной завышенных ожиданий являются родительские «подбадривающие» рассказы о том, как замечательно и интересно в школе. Кроме того, более старшие дети тоже любят прихвастнуть своей «взрослостью» и рассказывают только положительные моменты о школе и о себе в школе. Таким образом, новоиспеченный первоклассник пребывает в неведении о реальной школьной жизни, пока сам о ней не узнает. И то, что он видит и узнает о школе, не всегда так идеально, как ему это представлялось. Ребенок сталкивается с первыми трудностями: непривычная обстановка, освоение новых, далеко не простых навыков счета, чтения и письма, новый режим дня, вызов к доске – все это в комплексе и создает негативное настроение и неприятие школы. 
     Как помочь? 
   Отправляя ребенка в школу, позаботьтесь о том, чтобы он умел не только читать и писать, но и располагал достоверной и исчерпывающей информацией о школе. Расскажите своему малышу правду о школе, но не только ту правду, которая отражает одни ее положительные стороны. Побеседуйте с ребенком о том, что в школе помимо интересных новых знакомств и новых предметов, он неизбежно столкнется с некоторыми трудностями, которые ему придется преодолеть. Однако постарайтесь не напугать его. Объясните, что любую проблему можно решить вместе, что он не останется один на один со своими страхами, а вы всегда придете ему на помощь и поддержите его.

   Однако если проблема уже возникла, то стоит выяснить ее причину. Поговорите с малышом, пусть в доверительной беседе он расскажет вам, с какими трудностями ему пришлось столкнуться в школе. Вместе вы обязательно найдете решение этой проблемы. Кроме того, вы можете поговорить с учительницей, возможно, она поможет вам сформировать более полное представление о проблеме, с которой столкнулся малыш. Кроме того, если это хорошая учительница, она постарается вам помочь и советом, и делом. 

     Конфликт с одноклассниками                      
  Конфликты с одноклассниками в школе – не редкость. Это даже норма, часть взросления. Ученики начинают сбиваться в стайки, соревнуются в популярности, могут дружить против кого-то. Кто-то из учеников переносит такие конфликты лучше, кто-то хуже, но иногда конфликты перерастают в большую проблему и переживаются детьми крайне болезненно. 
     Бывает, что основная масса ребят выбирает себе вожака, который решает, кто хороший, а кто плохой в классе, и с кем стоит дружить, а еще они выбирают себе одного-двух «козлов отпущения» и начинают все вместе их гнобить и высмеивать. Представьте себя на месте такого ребенка. Это не просто тяжело, а даже невыносимо сохранять в таком положении оптимизм и работоспособность. Поэтому и успеваемость у таких детей запросто может снизиться до двоек. Тогда ребенка начинают упрекать еще и учителя. Попади взрослый человек в такую «осаду» на работе, он бы, скорее всего, просто уволился, не выдержав давления большинства. А что делать ребенку, который под этим прессом начинает вести себя как загнанный зверек? 
      Как помочь? 
     Проблема не простая. Тут понадобится ваше участие и умение выслушать, и терпение. Есть несколько способов попытаться решить эту неприятность. Во-первых, вы должны объяснить своему ребенку, что конфликты в школе – это нормальное явление. Не бывает двух одинаковых людей, а значит и симпатии и антипатии у всех людей разные. Причем, чтобы понравиться своему классу, найти общий язык с ними, совсем не обязательно разделять мнение большинства и стараться не выделяться из общей массы. Нужно научить ребенка делать его мнение популярным. Это не просто. Если, к примеру, многие мальчики в классе начали курить, а ваш нет, то другие будут пытаться потянуть его за собой. В ход пойдут и усмешки, и шантаж. Однако отстоять свои позиции, не потеряв лицо, все-таки можно. Он может, например, попробовать перетянуть на свою сторону того человека, которого большинство считает популярным, и воздействовать на них его авторитетом. Кстати, это может быть и какой-то из школьных учителей, которого все любят. Речь идет, конечно, не о том, чтобы наябедничать на одноклассников, а о том, что такого человека можно поставить им в пример. 
   Другой вариант – выяснить, что они любят, и попытаться поменять отношение к себе через это общее увлечение, став его частью (разумеется, если оно несет позитивный оттенок, а не относится к разряду вредных привычек). Например, можно пригласить одноклассников на концерт их любимой группы. Так у ребят появятся общие темы для разговоров и конфликт сам рассосется. Ваша роль в этой ситуации тоже важна. Вы сами можете помочь ребенку стать популярным в классе. Вы можете сделать вместе с ним что-то интересное для всего класса, что заинтересует всех и поднимет рейтинг ребенка. Например, сводить их в поход или в аквапарк, да мало ли куда? Проявите фантазию! Можно и к вам домой пригласить этих детей устроить им, например, отличную вечеринку. Это вполне может сработать. 
       
     Конфликт с учителем 
  Бывает, что вполне подготовленный к школе ребенок через некоторое время отказывается идти на уроки, мотивируя тем, что ему не нравится учитель. Дети могут не терпеть учителя, который кричит. Постоянное давление учителя на класс, упреки и крик могут напрочь отбить желание ходить в школу. Или же наоборот учитель настолько монотонно и неинтересно ведет урок, что дети попросту отказываются его слушать. 
  Совсем печальная история – учитель деспот или самодур. Такие учителя любят самоутверждаться за счет подавления и унижения детей. Часто такие учителя еще любят выбирать себе «любимчиков». Кстати, совсем не факт, что дети, попавшие под категорию «любимчиков», счастливы от такого положения дел. Часто именно на них обрушивается гнев остальных детей, их считают подхалимами и ябедами, с ними не дружат, их избегают. А что уж говорить про тех, кто попал в немилость к «повелителю». Таким детям очень трудно будет переломить свое положение дел в учебе, поэтому они быстро получают статус «двоечников» и «неудачников». Через какое-то время ребенок может и сам поверить в то, что он хуже всех, и махнет на себя рукой. 
    Как помочь? 
   Вначале нужно понять, в чем действительно проблема – в учителе или в отношении к нему вашего ребенка. Разумеется, ребенок будет считать, что прав он, а учитель постарается доказать, что выполняет свои обязанности добросовестно и критикует вашего ребенка «за дело». Истина может оказаться, как обычно, посередине. Обсудите с ребенком те ситуации в отношениях с учителем, которые вызвали обиду, настаивайте на авторитете учителя, объясните ребенку, что воспринимать критику нужно философски, понимая, что, сколько людей, столько и мнений. 
    Наедине с учителем обсудите их конфликт с ребенком, выскажите свое мнение по этому поводу. Однако будьте осторожны в общении с учителем – постарайтесь ни в коем случае не нанести вреда своему ребенку. Ведь если вы испортите с ним отношения, вы только усугубите его положение. Попросите учителя быть более мягким в общении с ребенком. Объясните учителю, что на его замечания ребенок только обижается и не понимает, чего от него хотят. 
   Если проблема действительно вышла из под контроля, стоит подумать о посещении конкретного предмета у другого учителя. Поговорите об этом с классным руководителем. 

    Плохая успеваемость 
    Иногда совсем не глупый ребенок вдруг начинает плохо учиться. Возможно, он устал или что-то мешает ему сосредоточиться на учебе. Причины бывают разные – влюбленность, ссоры родителей, давление со стороны кого-то из родителей на предмет хороших оценок и многое другое.        Плохая успеваемость может стать причиной депрессии и, как следствие, отказа идти в школу. Решать такую проблему нужно своевременно, в самом зародыше, пока она окончательно не отбила у вашего ребенка желание учиться. 
    Как помочь? 
   Для начала проанализируйте свои отношения в семье. Нужно понять, не является ли плохая успеваемость следствием какого-то стресса или последствием того, что вы изо всех сил «добиваетесь» хороших отметок от ребенка. Помните, чем сильнее давление, тем больше сила противодействия. В этой ситуации вам стоит объяснить ребенку, что вы его любите не за хорошие отметки, а просто потому, что он есть. Это поможет ребенку поднять свою самооценку и справиться с неврозом, который преследует его после очередной двойки. 
    Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте ему, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно. 
   Чтобы помочь ребенку по учебе, проконсультируйтесь с учителем о том, в чем именно проблема вашего ребенка: он не понимает материал, он невнимателен, он не выполняет домашние задания или еще что-то, попробуйте позаниматься с ребенком дополнительно, если не можете сами, наймите репетитора, контролируйте, чтобы ребенок выполнял все задания, полученные в школе.              Когда ребенок станет приносить хорошие отметки, обязательно хвалите его за это, поощряйте.

    Как разговаривать с ребенком? 
    Какой бы ни была ситуация, которая привела к нежеланию ребенка идти в школу, самое первое, что вы должны сделать – это поговорить с ним. И тут надо действовать осмотрительно, ведь он не должен подумать, что вы пытаетесь надавить на него или осудить его. Вот несколько рекомендаций, которых стоит придерживаться при разговоре. 
     - Не нужно «пытать» ребенка, стараясь немедленно выяснить причину, ведь она вряд ли лежит на поверхности. 
     - Не стоит просто отмахиваться от ребенка, считая такое поведение простым капризом «на ровном месте». Как правило, слова «не хочу в школу» дети произносят вовсе не от лени. 
    - Ругать ребенка тоже неправильно, ведь дети редко прибегают к такому поведению, чтобы просто манипулировать нами от нечего делать. Если вы не задумаетесь над словами ребенка, не постараетесь разобраться в причинах, то следующий шаг – это «уход в болезнь», когда малыш будет жаловаться на плохое самочувствие, и вы все равно не поведете его в школу. 
     - Пытаясь разобраться в ситуации, не нужно основываться только на точке зрения учителей. Мнение ребенка для вас должно быть главным. Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы. 
       • Какой урок в школе самый интересный? 
       • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся 
       • С кем из детей ты успел подружиться? 
       • Нравится ли тебе твоя учительница? 
       • Часто ли она тебя хвалит? 
       • Часто ли тебя вызывают к доске? 
       • Как ты себя при этом чувствуешь? 
       • Что в школе есть интересного, кроме уроков? 
       • Любишь ли ты переменки? 
       • Вкусно ли в школе кормят? 
       • Легко ли тебе выполнять домашние задания? 
     Конечно, нашу тему можно обсуждать до бесконечности, потому что она может иметь множество нюансов. Самое главное для родителей – не сдаваться и не отмахиваться от проблемы, думая, что она рассосется сама собой. Помните, что вы – главный авторитет для ребенка и главный помощник. Надеемся, что наши советы помогут вам справиться с проблемой.

вернуть к списку статей