Меню раздела

Статьи и новости

Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Развитие речи у детей. Как помочь ребенку заговорить

Развитие речи у детей. Как помочь ребенку заговорить

Некоторые дети начинают говорить очень рано, а другие — молчат чуть ли не до 3,5 лет. Понятно, что все дети разные, да и от пола ребенка многое зависит. Мальчики, обычно, начинают говорить позже девочек, так устроен их мозг. Однако умение говорить очень важно. Процесс говорения напрямую связан с развитием мозга. Логика проста — чем больше слов ребенок понимает и использует в своей речи, тем больше знаний об окружающем мире способен он получить от родителей и других людей, которые занимаются его воспитанием. Заставить ребенка говорить невозможно. А вот помочь ему начать говорить дело вполне посильное для любого родителя. Есть несколько нехитрых способов развития речи, которые не отнимут много времени, но гарантированно принесут очень хорошие результаты.

1. ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ

Самое простое, что можно и нужно делать для того, чтобы малыш начал говорить, — это разговаривать с ним. Разговаривайте с малышом как можно чаще, начните говорить с ним сразу, как только он родился. Ответить он вам пока не сможет, но вскоре вы увидите ответную реакцию на вашу речь. Мимика малыша меняется, когда он слышит речь взрослых, он очень быстро учится отличать интонацию и реагировать соответственно вашему настроению. А уже к концу второго месяца малыш может произнести свое первое «агу». Вот вам и первая речь малыша. Процесс прошел, как говорится.

С малышом постарше становится общаться еще проще, потому что он уже научился хорошо откликаться на вашу речь. Очень удобный способ общения с малышом – комментировать ваши действия. Рассказывайте ему,  что вы делаете, во что вы его наряжаете, куда пойдете гулять и т.п. Очень полезное занятие – рассказывать малышу про окружающий мир на прогулках. Показывайте и называйте животных и птиц, предметы, которые он видит, людей, которых встречает.

Поначалу все это может казаться бесполезным, потому что создается ощущение, что ребенок не запоминает сказанное. Однако это не так. Результаты от таких бесед вы почувствуете ближе к полутора годам, когда ребенок неожиданно начнет выдавать вам не только слова, но и целые предложения.

 

2. РАБОТАЙТЕ С КАРТОЧКАМИ И ДЕТСКИМ ЛОТО

Отлично помогает расширить кругозор ребенка и его словарный запас игра с картинками или карточками. Что представляют из себя карточки? Карточки – это демонстрационный материал, проще говоря, тематические картинки, на которых изображены простейшие предметы быта и окружающего мира, которые легко сможет запомнить ребенок. Смысл игры в том, что ребенок разглядывает картинки, а мама четко и ясно называет предметы, изображенные на них. Очень хорошо, если эти карточки сгруппированы по определенным тематикам. Элементарные темы для изучения: животные, фрукты и овощи, игрушки, семья, действия, эмоции. Тем может быть много. Подумайте, что будет интересно и полезно вашему ребенку.

Такие карточки можно изготовить самостоятельно, с помощью картинок из интернета. Обратите внимание на то, что предмет, изображенный на карточке, не должен быть окружен другими предметами или размещен на пестром фоне. Самый лучший вариант – четкое, крупное изображение предмета на белом фоне. С размером карточки лучше не мельчить. Хорошо, если карточки будут примерно с половину, либо четверть листа А4. Полезно также, кроме самого изображения предмета, на картинке написать его название.

Карточки также можно купить в готовом виде. Они называются «Демонстрационный материал для детских садов» и продаются в детских магазинах. Стоят они недорого, а времени сэкономят много. Пусть не смущает вас, что на обложке будет написано возрастное ограничение «4-5 лет». Это ерунда! С картинками можно заниматься уже с шести месяцев. Правда, малыш попытается их пожевать. А вот после года такое пособие – просто незаменимый помощник в развитии речи. У детей ОЧЕНЬ цепкий ум. В этом легко убедиться, играя с карточками. Ребенок моментально запоминает название и вскоре начинает сам его воспроизводить.

IMG_8213.JPG    IMG_8224.JPG    IMG_8222.JPG


 3. РАЗГЛЯДЫВАЙТЕ КАРТИНКИ В КНИГЕ

Еще один простейший способ изучения новых слов — разглядывание картинок в книге. Малыш может разглядывать их самостоятельно, но гораздо полезнее, если он это будет делать вместе с родителями, которые ему и расскажут, что изображено на картинке.

А еще существуют замечательные энциклопедии картинок под названием «Моя первая книга». В такой книге картинки сгруппированы по темам. Темы выбраны в соответствие с возрастом малыша (от 0 до 3 лет). В нашей детской библиотечке это любимая книга, затертая от ежедневного пролистывания. Такая книга — альтернатива тематическим карточкам.

IMG_8225.JPG   IMG_8226.JPG

 

4. ЧИТАЙТЕ КНИГИ МАЛЫШУ

Чтение сказок, стихов, рассказов — это тоже элементарный способ пробудить в ребенке желание общаться. Но, почему-то некоторые родители пренебрегают им, ленятся читать.

Читайте малышу с самого рождения. Он все слышит! Он все запоминает! Через чтение вы не только учите его говорить, но и передаете ему множество положительных эмоций, обогащаете его духовный мир, учите излагать мысли грамотно и логично.


5. ТРЕНИРУЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Позволяйте малышу играть с мелкими предметами и крупами. Разумеется, делать это надо под присмотром взрослого! Тренируя пальчики, малыш развивает свой мозг. Такие игры положительно влияют не только на развитие речи, но и на координацию, логическое мышление.

 

6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАБОРЫ ИГРУШЕК

Очень хорошая штука — тематические наборы игрушек. Они бывают изготовлены из пластмассы или резины. Это различные звери, птицы, фрукты и овощи. Благодаря таким игрушкам, ребенок узнает мир животных, продукты и предметы быта в их объемном изображении. Кроме того, ими можно играть! Их можно брать с собой в ванну. В процессе игры ребенок быстрее запомнит название предметов, чем те, которые он видит только на картинках. Очень полезно, кстати, проводить параллели между плоскостным изображением и реально существующей вещью или животным. Покажите ребенку сперва изображение, например, собачки, а потом поставьте рядом игрушечную собачку, которую можно потрогать. А на прогулке покажите настоящую собаку, которая лает и умеет вилять хвостом. Таким образом в мозгу ребенка быстрее образуются связи, отвечающие за процесс запоминания.

IMG_8228.JPG    IMG_8230.JPG

 

Вот краткий обзор элементарных способов помочь ребенку заговорить. На самом деле их, конечно же, куда больше. Самое основное, что вы должны понять — ребенок учится говорить у своих родителей. Не игнорируйте ребенка, спешите напитать его пытливый разум интересной и полезной информацией о мире. И вскоре он приятно удивит вас, вознаградив за все ваши усилия.

вернуть к списку статей