Меню раздела

Статьи и новости

Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Развивающие методики. Методика Глена Домана

      Глен Доман — один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. «И в этом нет ничего странного,— утверждает Глен Доман, — просто дети делают то, что им нравится». По Доману, оптимальный возраст для начала обучения — 3-6 месяцев.

КАРТОЧКИ ДОМАНА

Доман опирается на отличную зрительную память малышей. В методике Глена Домана используются так называемые «карточки Домана». Доман рекомендует показывать малышу буквально с рождения большие карточки с крупно написанными на них красными словами (именно словами, а не буквами); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. Доман утверждает, что абстрактные символы — цифры и буквы — детям понять гораздо сложнее, нежели конкретные. А для малыша слово «МАМА» гораздо более конкретно, чем некая буква «М» или «А». А понятие «три кружочка» очевиднее, чем абстрактная загогулина в виде цифры  «3». Ребенок познает сначала количество, а уж потом порядок. Карточки Домана Вы можете сделать самостоятельно.

1458121368_rannee-razvitie-rebenka.jpg 5617b6cfe90b8.jpgchtenie1_enl.jpg


                                                 РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И МАТЕМАТИКЕ

Раннее обучение чтению или математике Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения. «Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы отбить у них всякое желание получать новую информацию. Ни в коем случае не делайте ничего, что могло бы вызвать скуку у вашего ребенка или было бы для вас тяжелой обязанностью», — говорит Доман.

По мнению Домана, лингвистические способности — врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея "готовности к чтению" (а также всех другие "готовностей") является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается, она не появится вообще.

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.

Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, — это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, — то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого Доман делает вывод, что математические способности — также неотъемлемые функции человеческого мозга.

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).

Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1-2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5-10 секунд.

По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5-2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Огромное значение Доман придаёт физическому развитию. Активное движение с рождения и раннее физическое развитие одна из важнейших составляющих системы Домана.

В первую очередь, считает он, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть, и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение, благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное.

 

Наиболее полно методика Глена Домана представлена в книге "Гармоничное развитие ребенка".

вернуть к списку статей